Как бизнес-консультант по маркетингу и продажам, я много работал с различными компаниями, помогал выстраивать систему маркетинга, налаживать бизнес-процессы и т.д. Но при этом мне хотелось открыть свой собственный масштабный бизнес-проект.

Такая возможность у меня появилась несколько лет назад. Возникла идея образовательной онлайн-платформы с разными темами под разные запросы. Я начал подтягивать партнеров, привлек клиентов, с которыми у меня выстроились отличные отношения. У каждого из нас были свои сильные стороны. Вместе мы бы сумели поднять такой большой проект. Кроме меня, за организацию взялись 3 человека.

Как это было, я подробно рассказываю здесь:

Вдохновляющее начало: 3 учредителя и 1 инвестор

Итак, 4 партнера взялись за подготовительную работу:

  • разработали бизнес-план;
  • проанализировали рынок;
  • просчитали финансы и ресурсы;
  • проработали структуру;
  • продумали маркетинговую стратегию.

То есть, все то, что обычно пропускают делать предприниматели, перед тем как стартовать новый бизнес. И из-за этого потом расхлёбывают последствия. Мы это все учли, решив не повторять ошибок других.

В процессе запуска один из партнеров заявил: “Ребят, давайте я не буду соучредителем. Мне это не подходит с юридической стороны. Лучше я буду инвестором проекта”.

Хорошо, без проблем.

При партнерском запуске бизнеса очень важно разграничить зоны ответственности. Поэтому мы, трое соучредителей подписали между собой документ – кто за что отвечает:

  • на мне была стратегия, маркетинг и управление продажами;
  • второй партнер взял на себя операционное управление;
  • третий – юридические и финансовые моменты, частично – продакшн и креатив. На нем же были и организационные затраты.

Это было прописано в уставе. Его подписали все трое партнеров. Четвертый, который вызвался быть инвестором, отвечал за финансирование текущих затрат.

Все было расписано, посчитано и утверждено, пора начинать работу.

Первые вопросы: а что дадут эти расходы?

Работа по запуску закипела:

  • мы сняли офис;
  • оформили юридические документы;
  • наняли текущий персонал;
  • нашли подрядчиков для создания сайта;
  • договорились с экспертами, начали запись курсов.

Пришел этап запуска продуктов. Наступил черед финансировать такие статьи, как реклама и съемки. Мы начали выставлять счета для инвестора. И здесь начались нюансы…

Несмотря на то, что бизнес-план был утвержден, а финансовые доли поделены и утверждены, инвестор требовал отчета по каждому платежу. Нам нужно было приезжать к нему в офис (по телефону и онлайн ничего не утверждалось) и объяснять:

  • Что это за счет?
  • Зачем он нужен?
  • Что в результате он даст?

Так длилось несколько месяцев. Платежи шли, мы ездили и отчитывались.

При этом договор инвестора подписан не был. Мы подготовили документ, но все никак не могли получить подпись. Инвестор постоянно это переносил: не сейчас, потом, еще мои юристы посмотрят…

Теперь я понимаю: это был первый звонок. Стоило задуматься – что-то идет не так.

Внезапный раскол: верните мои деньги!

Поскольку постоянная езда и утверждение счетов мешали всем процессам, мы решили обсудить это с инвестором. Предложение от нас было такое: “Давай мы сейчас утвердим все финансовые вопросы на несколько месяцев, и не будем тебя отвлекать в это время”.

Инвестор согласился. После этого он уехал в путешествие, а когда вернулся, объявил нам: “Я выхожу из проекта, верните мне вложенные деньги”.

Мы были ошарашены. Все это время кипела напряженная работа. У нас только пошли на обучение первые студенты. В инвестиционном договоре же было прописано: инвестиции возвращаются из первых доходов.

Но была важная проблема. Договор не был подписан. Начались типичные разборки: кто кому что должен.

Печальный конец: расходимся, спасибо за опыт

После длительных разборок с таким горе-“инвестором” энтузиазма на повторный перезапуск уже не осталось. Мы решили закрыть проект, рассчитавшись с сотрудниками и текущими обязательствами.

Вывод. Ни у своих клиентов, ни у своих партнеров, какие бы у вас ни были доверительные отношения, не принимайте денег, если не подписан договор. Этот документ нужен, чтобы обе стороны понимали, кто за что отвечает, и какие действия предпринимаются в сложных ситуациях.

Эпилог. Уроки на будущее

Позже мы узнали, что у человека, который вызвался был инвестором, это типичная схема. Его фирма по кредитованию малого и среднего бизнеса либо подписывает договор на своих условиях, либо не подписывает, но проводит платежи, чтобы потом забрать активы. Грубо говоря, “отжать бизнес” у тех, кто не понимает, как это работает. С нами так не получилось благодаря нашей юридической подкованности.

Поэтому после этой истории я сконцентрировался на развитии своей компании Sales Marketing System. Я это делаю потому, что мы помогаем выстраивать маркетинг на автопилоте и избегать многих ошибок. В том числе, проколов с договорами и распределением ответственности между командой проекта.

Если у вас есть вопросы по управлению маркетингом и продажами, вам нужно что-то “докрутить” или отстроить с нуля, записывайтесь на бесплатную консультацию по ссылке.

Делайте маркетинг, и порвите свой рынок!
Петр Савич

Поделиться записью:

 

Об основателе

 

Пётр Савич

Пётр Савич

Маркетолог, бизнес-консультант, основатель компании Sales Marketing System

 

Эксперт в сфере интернет-маркетинга и управления продажами. Выстраиваю системный маркетинг для руководителей малого и среднего бизнеса. Сертифицированный специалист по управлению инновациями, интернет-маркетингу и корпоративному тайм-менеджменту. Спикер и докладчик профессиональных конференций по маркетингу, в частности REX, Marketing Drive и других.

За свою профессиональную деятельность:

⨀ заработал свыше $30’000’000 для своих клиентов...

 

Подробнее обо мне